Будни      10:00-22:00
Суббота   10:00-19:00

+7 (926) 901-83-22

Фитнес клуб


Тренажерный зал


Групповые тренировки


Персональные занятия


Развитие речи у детей и мелкая моторика

Учеными доказано, что в последние годы уровень речевого развития детей заметно снизился. Ребенок в основном получает нужную ему информацию из теле- и радиопередач. Все это не способствует развитию правильной речи у детей. Речь ребенка, как известно не может формироваться изолировано, ее развитие идет в комплексе с общим физическим и психическим развитием ребенка.

Речь – это инструмент общения. С развитием речи у ребенка связано формирование личности в целом, развитие основных психических процессов. От богатства словарного запаса, зависит ясность и точность мышления. При недостаточно развитой речи дошкольника, а тем более при каких-либо пусть и не ярко выраженных проблемах возникают трудности в школьном возрасте с освоением процессов чтения и письма.

Если же мы обратимся к историческому аспекту развития речи общества, то установим, что вначале были жесты как средство общения. В дальнейшем они стали сопровождаться криками и возгласами. И потребовались тысячелетия, прежде чем появилась, а потом и развилась речь словесная, такая, как мы ее сейчас знаем. Но долгое время речь продолжала сочетаться с жестикуляцией. Движение рук продолжали совершенствоваться, ведя за собой развитие речи.

Примерно таков же ход развития речи ребёнка.

В наше время можно заметить существенную закономерность – «пальцы помогают говорить». Это не просто известное выражение. Часто человек, который не может подобрать необходимых слов, затрудняется в объяснении, помогает себе жестами. В то же время ребенок, увлеченно рисующий, пишущий, помогает себе, непроизвольно высовывая язык.

Исследователями разных стран установлено, а практикой подтверждено, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности движений пальцев рук. 

Мария Монтессори заметила связь между развитием тонких движений руки и речью детей. Она заключила, что если с речью не все в порядке, в этом наверняка виновата мелкая моторика. Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев», «Рука – это инструмент всех инструментов», – заключал еще Аристотель. «Рука – это своего рода внешний мозг», – писал Кант.

Развитие моторики ведет за собой развитие речи.

 Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Работа по развитию мелкой моторики позволит улучшить и ускорить не только развитие мелкой моторики рук, но и речевое развитие детей раннего дошкольного возраста, улучшить качество речи, чёткость звуков и расширить словарный запас, вызовет у детей интерес к познанию нового и интересного. Поэтому тренировка движений пальцев и всей кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка.

Речь – это, прежде всего инструмент общения. С развитием речи у ребенка связано формирование личности в целом, развитие основных психических процессов. От богатства словарного запаса, умения выбрать лучшее и точное слово зависит ясность и точность мышления. 

Прежде всего, важно понимать, что четких сроков для того, чтобы знать, когда кроха начнет говорить, просто нет. Именно поэтому, хотя дети и произносят первые слова примерно в одинаковое время – 9-10 месяцев, это вовсе не гарантирует их дальнейшее одинаковое развитие. Так, в два-три года один ребенок уже разговаривает короткими и понятными предложениями, а другого крайне сложно понять. В целом же стоит ориентироваться на следующий этап: если к трем годам речь малыша больше похожа на лепет, то нужно обязательно обратиться к логопеду.Еще один немаловажный момент – речь самих взрослых. До 11 месяцев малыш запоминает 5-12 слов в месяц, а в год это количество возрастет до 20-45 слов. Поэтому родителям очень важно не коверкать слова, разговаривая с крохой на его языке, а четко называть предметы, и стараться говорить понятными правильными предложениями. От слов – к предложениям. Как же происходит формирование связной речи у детей? Связная речь подразумевает под собой умение не только произносить монологи, но и вступать в диалог. Разумеется, эти задачи будут различными для малышей до 3х лет и, например, дошкольников. Первые слова ребенка представляют собой реакцию на ситуацию. «Мама» будет означать и присутствие мамы в комнате, и попытку ее позвать, и то, что мама сейчас кушает (умывается, читает). «Ав-ав» означает и нарисованную в книжке собаку, и реакцию на услышанный собачий лай. Но постепенно ребенок начинает понимать, что слова могут иметь и побуждающий эффект: если сказать «ам», то тебе предложат еду, если сказать «ди» (иди), то взрослый пойдет в нужном направлении.

Этапы формирования речи у детей происходят следующим образом: На первом году жизни – это понимание речи, подражание ей, развитие голосовых реакций;

На втором году начинает развиваться словарный запас, появляется активная речь;

На третьем году у малыша не только обогащается словарный запас, но он начинает овладевать различными грамматическими формами и синтаксическими конструкциями.

Нужно учитывать, что уже к двум годам ваш малыш понимает огромное количество слов – даже если сам их пока не произносит. Это так называемый пассивный словарный запас. Кроме того, в этом возрасте ребенок начинает понимать инструкции взрослых – произвести определенные действия (пойдем спать, будем играть, пора кушать, нужно умыться). Это дает огромные возможности для его развития и совместных игр с предметами. После двух лет малыш уже в состоянии понимать и рассказы, иллюстрируя их своими действиями. Что могут сделать родители для формирования связной речи у детей? Это чтение книжек с иллюстрациями, разучивание стишков и потешек, и, конечно, обогащение словарного запаса. Ведь одни родители говорят в ответ на вопрос ребенка «Это мяч», а другие добавляют: «Мяч красный, мяч круглый, мяч большой».
Этапы развития речи:

Подготовительный этап длится от рождения до года, подразделяясь на три периода:

  • крик – это единственный способ взаимодействия новорожденного с окружающим миром и первая голосовая реакция. С его помощью кроха не только сигнализирует маме, что он ощущает дискомфорт, но и тренирует дыхание, голос и артикуляцию;
  • гуление (до 6 месяцев) – это воспроизведение малышом определенных звуков и различных их вариаций: бу-у-у, а-гу, а-гы и т.п. Психологи называют кроху в этот период музыкантом, который настраивает свой инструмент. Очень важно поддерживать детское желание общаться, проговаривая и повторяя «сказанное» вашим чадом;
  • лепет (до года) – заключительная стадия подготовки малыша к полноценной речи. Теперь кроха начинает произносить слоги, например, «па», «ба», которые связаны с определенными людьми. «Ма-ма», – произносит ребенок, обращаясь именно к маме.

Преддошкольный этап начинается с момента появления первых слов (обычно с 12 месяцев) и заканчивается в трехлетнем возрасте

Первые детские слова имеют обобщенный характер. К примеру, словом «дай» малыш обозначает и предмет, и свои желания, и просьбу. Вот почему понимают кроху только близкие люди и лишь в конкретной ситуации.

С полутора лет дети учатся произносить слова полностью, а не в усеченной форме. Словарь продолжает расти, ребенок складывает маленькие предложения без предлогов: «Катя кися» Кати есть кошка), «Катя ам-ам» (Катя хочет есть).

К трем годам в детской речи появляются вопросы: «Куда?», «Где?», «Когда?». Малыш начинает активно использовать предлоги, учится согласовывать слова в числе, падеже и роде.

Дошкольный этап речевого развития длится с трех до семи лет. В это время объем активного и пассивного словаря значительно увеличивается. Если малыши четвертого года жизни используют в речи чаще простые предложения, то к пяти годам они уже общаются сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями. А к концу дошкольного этапа дети обычно правильно выговаривают звуки, грамотно строят предложения и имеют широкий кругозор.

В нашем клубе все развивающие занятия включают в себя развитие мелкой моторики, как один из инструментов развития речи. Опытные педагоги- логопеды дефектологи уделяют особое внимание развитию речи, включая в программы занятий необходимые для этого игры и упражнения. Также логопедом проводятся тестирование и индивидуальные занятия по предварительной записи.

31.08.2018, 603 просмотра.

Детский клуб


Индивидуальные занятия для детей


Студии, кружки и секции


Новые направления